1. Краткая характеристика ДОУ
Казенное дошкольное образовательное учреждение Воронежской области «Кантемировский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста» (далее-Центр) имеет следующие структурные подразделения:
- отдел коррекции и психолого-педагогического сопровождения;
- медико-оздоровительный отдел;
- служба по подготовке и сопровождению замещающих семей;
- служба по оказанию мобильной комплексной помощи замещающим семьям;
- служба ранней помощи.
Наше учреждение реализует образовательные программы дошкольного образования:
- основные общеобразовательные программы дошкольного образования;
- адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья:
- с задержкой психического развития;
- с умственной отсталостью;
- с расстройством аутистического спектра;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- со сложными дефектами.
Центр реализует дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, художественно-эстетической, эколого-биологической, научно-технической, военно-патриотической, культурологической,
социально-педагогической, спортивно-технической направленностей.
В Центре осуществляется работа по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении адаптированных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями- дефектологами.
В Центре допускается:
- совместное обучение воспитанников с задержкой психического развития и
воспитанников с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;
- совместное обучение по образовательным программам для воспитанников с умственной отсталостью и воспитанников с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в одну группу).
Воспитанникам с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в Центре (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение.
Для успешной адаптации воспитанников с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях, кроме педагога, присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5-8 воспитанников с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.
Для воспитанников с умственной отсталостью Центр организует обучение и воспитание с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, и также социально - психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Адаптированная общеобразовательная программа для воспитанников с умственной отсталостью, реализуемая Центром, ориентирована на:
- формирование личности воспитанников;
- развитие индивидуальных способностей воспитанников;
- овладение основами трудовой деятельности.
Осуществляется всестороннее психолого–медико–педагогическое изучение личности умственно отсталого воспитанника, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью разработки форм и методов организации образовательного процесса.
В целях коррекции отклонений в развитии воспитанников проводятся индивидуальные или групповые (не более трех воспитанников) коррекционные занятия.
Специальные (коррекционные) занятия, занятия по коррекции речи, лечебной
физкультуре проводятся по специально утвержденным графикам.
Режим дня составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в Центре и обеспечивает рациональное сочетание воспитательной деятельности, образовательного процесса, осуществляемого в Центре, а также общественно-полезного труда и отдыха.
Режим занятий в течение дня и недели определяется расписанием, составленным исходя из педагогической целесообразности, с учетом санитарных правил и норм, утвержденным директором Центра.